И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Что касается Японии, то даже самые восторженные поклонники этой страны о японском гуманизме говорят мало. Вместо этого звучит тема самураев – об их верности долгу, преданности господину, воинском искусстве, тонкости вкуса, о той благодетельной роли, которую он сыграли в истории Японии. Разберем все по порядку.
Относительно тонкости вкуса ничего возразить не могу. Искусство Японии, при всем его отличии от наших традиций, не может не восхищать. Правда, не все нам удается понять и не всем повосхищаться. Например, не довелось мне встретить ни одного человека, которому искренне понравился бы традиционный японский театр. Но так всегда бывает с чужими культурами.
Ничего не могу возразить и против того, что самураи были хорошими воинами. Если какое-то сословие воюет из поколения в поколение в течение сотен лет, конечно, это сословие даст великолепных солдат. Впрочем, со средневековым европейским дворянством дело обстояло ровно также. И не только с дворянством. В Европе и крестьяне, и горожане – купцы, ремесленники – также умели держать оружие в руках, и часто не хуже дворян. Тоже самое и в России, где всю древность и все средневековье крестьянин одной рукой пахал, а другой держал меч. Выше я приводил исторические примеры о том, как владели оружием европейские и японские воины.
Теперь пришло время поговорить о месте и роли самураев в истории Японии и об их морали. Вообще-то об этом у нас много литературы, но вся она служит восхвалению и прославлению самурайства. Я же хочу дать истинную картину.
древности во главе японского общества стоял Император. Ему служили крупные землевладельцы – даймё. У каждого даймё был свой двор и ему служили крестьяне и самураи. Крестьяне были крепостными, то есть были прикреплены к земле, и их единственной обязанностью было производить сельскохозяйственную продукцию, в первую очередь выращивать рис. Правда, их не продавали, как это было в России.
А самураи обслуживали даймё – были у них слугами различного уровня, в том числе и советниками, управляющими, библиотекарями, писарями и т.д. Но абсолютное большинство самураев были воинами. По сути дела, воинская служба была первой обязанностью самурая, а на невоенные должности, по идее, назначались люди, проявившие себя как успешные военные организаторы или выдающиеся воины, по здоровью или возрасту не могущие больше воевать. Существовала также относительно немногочисленная группа самураев, обслуживающая Императора. Самураи, в своем большинстве, не владели землей и жили на жалование, которое платил им господин. Они имели право переходить от одного даймё к другому, хотя это и не приветствовалось. Могли и вообще уйти со службы или их господин мог погибнуть, и тогда они назывались рёнинами, то есть самураями без господина. Следовательно, абсолютное большинство рёнинов, лишаясь вместе с господином и жалования, заработать на жизнь могли либо попрошайничеством, либо выполнением каких-то разовых поручений, либо грабежом. Естественно, предпочитали грабить.
Были так же сословия купцов и ремесленников, которые платили подати даймё, на территории которого жили, и Императору.
Самураи не только воевали, но и выколачивали подати у крестьян, купцов и ремесленников. Попутно, во время войн, которые велись непрерывно, во всяком случае, до 1603 г. (об этом скажу ниже), при каждом удобном случае грабили и крестьян, и купцов, и ремесленников. Естественно, что те самураев ненавидели. Например, крестьяне при каждом удобном случае добивали всех раненых в битвах самураев, независимо от того, на чьей стороне те сражались. Купцы и ремесленники не имели в этом деле таких возможностей, как крестьяне, но тоже, при случае, самураев давили. Поэтому власти под страхом смертной казни запрещали всем крестьянам, купцам и ремесленникам иметь оружие и заниматься воинскими искусствами.
Чтобы обуздать самурайскую вольницу даймё использовали идеологию – комплекс нравственных норм поведения самурая, получивший название бусидо, по-русски “путь воина”. Называть бусидо кодексом не совсем верно, так как термин кодекс обозначает в русском языке писаный свод нормативных актов - законов и правил. Бусидо же в форме единого свода норм поведения никогда не существовало. Нормы бусидо раскиданы в целом ряде документов, причем часто это не законодательные документы, а общие рассуждения частных авторов о долге слуги-самурая, подкрепленные историческими и легендарными примерами.
В двух словах суть бусидо заключается в следующем: идеальный самурай существует, во-первых, для того, чтобы служить своему господину, а во - вторых для того, чтобы умереть с честью либо в бою, либо покончив жизнь самоубийством. Причем он должен был совершить самоубийство и в случае, если не сумел исполнить распоряжения господина, и в случае, если просто вызвал его неудовольствие, и в случае гибели господина в бою и даже в случае его естественной смерти – в знак уважения к покойному. Было много поводов примерному самураю для совершения ритуального самоубийства. Совершалось оно в форме специального тщательно разработанного ритуала – сеппуку, больше известно его другое, простонародное, название - харакири, что означает по-русски “вспарывание живота”. Описывать сеппуку - харакири я не буду, и так все знают. Конечно, далеко не все самураи в точности следовали нормам бусидо, иначе они просто истребили бы сами себя – ведь любой господин, в конце концов, умирает, значит, его преданные самураи должны совершить сеппуку. Но случаи массовых самоубийств после военных поражений, индивидуальных самоубийств в результате невозможности выполнить приказ или по прямому распоряжению господина имели место постоянно. Словом, согласно бусидо, идеальный самурай это не личность, а робот с функцией самоуничтожения в случае неудачи или просто стечения обстоятельств.
Вообще все японское общество строилось на идее служения господину, на идее личной верности. Причем, верности не родине, стране, а именно господину. Самураи служили своему господину - даймё, а даймё, по идее, должны были служить их господину - Императору.
Но служить Императору им не хотелось, а хотелось править самим. Даймё интриговали, образовывали родственные и союзнические кланы, изменяли союзникам, враждовали и воевали друг с другом, и победитель захватывал фактическую власть в стране. Такой глава клана назывался сёгун, по-русски это означает воевода. Императору формально поклонялись как богу, но фактически он был от власти отстранен и его именем правил сёгун. Пикантность здесь в том, что даймё не были самураями, но тоже были воинами – буси, так что нормы бусидо относились и к ним. Так что господа, которым служили самураи, сами вели себя далеко не так, как требовали от них.
Отчет о проведении учебно-практического семинара по боевым приёмам борьбы, рукопашному бою и самозащите без оружия.
Выполняя программу подготовки и переподготовки инструкторских, тренерских и общественных кадров региональных организаций «Динамо» министерств и ведомств органов безопасности и правопорядка, совместно с «Физкультурно-спортивным центром Московской милиции», с 25 по 29 мая 2009 года в спортивном комплексе УВД Северо-Западного АО ГУВД г. Москвы был проведён межведомственный учебно-практический семинар по рукопашному бою и самозащите без оружия, в объёме 29 часов. Семинар прошёл по теме, - оружие одноручного удержания.
По оценкам организаторов тренинга, новая система единоборств - исключительно практична. В отличие от восточных "боевых искусств", система борьбы Игоря Зайчикова является реальной боевой схваткой, с мощным напором, где требуется гарантированное выведение из строя противника или его уничтожение.
"Эта система - узкоспециальная, прикладная система и закрытая. Главная цель в обучении этой борьбе бойцов - любым способом одолеть противника или уничтожить его", - сказал Трофимов.