И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Спортсмены, специализирующиеся в различных направлениях русского рукопашного боя, динамовского рукопашного боя, самбо и боевого самбо, армейского рукопашного боя (хотя эта последняя спортивная дисциплина строилась на базе карате, я отношу ее к новым отечественным разработкам в области спортивных единоборств) с успехом выступают на соревнованиях по любым направлениям китайских, японских или корейских видов единоборств. Равно как и те спортсмены, которые занимаются восточными единоборствами, могут выступать и выступают на соревнованиях по нашим отечественным направлениям спортивного рукопашного боя. При этом специалисты по восточным единоборствам ничем не превосходят спортсменов-рукопашников наших отечественных школ. Конечно, непривычные правила поединков создают трудности и для тех, и для других, но объективно наши ребята не уступают “восточникам” по подготовке, а по ряду позиций превосходят их. По зрелищности, широте технического арсенала и продуманности правил соревнований отечественные спортивные единоборства ничем не уступают ни одному из направлений восточных единоборств. Более того, многие отечественные направления гораздо более зрелищны, чем их восточные аналоги. Например, созданный на Кафедре теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК РБ-1, один из спортивных вариантов русского рукопашного боя. Другое дело, что о соревнованиях по восточным единоборствам кричат все средства массовой информации, а о соревнованиях и других мероприятиях по отечественным единоборствам не знает никто, кроме организаторов и участников.
Несколько лет назад в Самаре местный священник отец Феоктист организовал двухлетнюю детскую “Школу богатырей”, на базе этой школы он проводит ежегодный праздник русского рукопашного боя “Богатырская силушка”, зрелище красочное, азартное и в высшей степени интересное, но кто видел или читал репортаж с этого праздника? На мой взгляд, инициатива отца Феоктиста для нашей культуры гораздо важнее, чем возрождение китайского Шаолиня. Но кто слышал об отце Феоктисте и его “Школе богатырей”? И кто не слышал о возрожденном Шаолине?
То же самое можно сказать и о прикладной значимости отечественных и восточных спортивных единоборств. Я уже неоднократно писал, что при всей недостаточности спортивного арсенала и тактики для реального боя, в целом и одни, и другие готовят человека к самозащите. Причем, абсолютно уверен, что наши отечественные спортивные единоборства с прикладной точки зрения значительно превосходят восточные. Абсолютное большинство восточных систем базируются на каноническом арсенале, а наши отечественные канонами не ограничены и заимствуют все эффективное и в технике, и в методике*. Кроме того, в наших системах нет формальных упражнений типа ката, которые требуют массу времени на разучивание, но ничего не дают для реального боя, более того, сплошь и рядом только мешают.**
В нашей стране накоплен огромный опыт спортивной работы, базирующийся на глубокой научной базе, имеется мощная спортивная медицина. У нас существуют государственные высшие спортивные учебные заведения, готовящие квалифицированных тренеров. У нас еще в 50-е годы прошлого века разработаны научно обоснованные нормативы нагрузок для работы с детьми, подростками, взрослыми разного пола, определены возраста, с которых можно заниматься теми или иными видами спорта. Нужно только пользоваться этим богатством.
-----------------------------------------------------
*Кстати, те единичные восточные системы (например, кудо, саньшоу), которые отходят от канонического арсенала и активно заимствуют технику с Запада и из России, превосходят по эффективности традиционные стили. Недавно я с удивлением узнал от Заведующего кафедрой спортивных единоборств и специальной подготовки Белорусского государственного университета физкультуры В.А.Бартоша, что, оказывается, сейчас в Китае работает несколько тренеров из Европы, в том числе боксеры и борцы-вольники, а так же спортивные врачи - готовят китайцев к соревнованиям по ушу-саньда. Но официально, естественно, тренируют бойцов китайские тренеры. Кстати, китайцы так же как и западные спортсмены, засыпаются на доппинге - ничего таинственного в их медикаментозном обеспечении нет, просмто они используют доппинг боллее аккуратно, чем мы. Все, что я говорил о спорте, можно с полным основаниием отнести и к чисто прикладному направлению рукопашного боя. Когда инструкторы китайской полиции приезжали для обмена опытом во Всероссийский институт повышения квалификации МВД, то не смогли показать ничего, что произвело бы впечатление на наших инструкторов. Работали китайцы чисто, но все, что они показывали, было далеко от практики. Сами же они обалдели от того, что демонстрировали наши преподаватели.
**Знаю, что многие обольют меня за это утверждение презрением и обвинят в непонимании сути рукопашного боя, но повторяю: ни ката, ни тао практической роли в подготовке рукопашника не играют. Исключение составляют только те виды спортивного рукопашного боя, в которых исполнение формальных упражнений входит в программу состязаний. Ката и подобные им упражнения изначально были одним из элементов тренировки, причем далеко не самым важным. Они так же сыграли положительную роль в сохранении многих восточных систем рукопашного боя. Но в настоящее время они превратились в очень эффективный инструмент для заработка тренеров.
УФСБ по Ингушетии официально пригласило Игоря Васильевича Зайчикова к сотрудничеству с целью обучения сотрудников нашей системе прикладного рукопашного боя.
По оценкам организаторов тренинга, новая система единоборств - исключительно практична. В отличие от восточных "боевых искусств", система борьбы Игоря Зайчикова является реальной боевой схваткой, с мощным напором, где требуется гарантированное выведение из строя противника или его уничтожение.
"Эта система - узкоспециальная, прикладная система и закрытая. Главная цель в обучении этой борьбе бойцов - любым способом одолеть противника или уничтожить его", - сказал Трофимов.