И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Резюме: если в рукопашной системе нет детально проработанных действий на досиловой фазе рукопашного боеконтакта, а так же надежной методики отработки таких действий, то на профессиональную она не тянет.
Продолжая разговор об отличиях профессионального прикладного рукопашного боя от спортивных единоборств и самопальных подделок, не могу не остановиться на такой проблеме. Обычно, рассуждая о прикладном значении какой либо рукопашной системы рассматривают только ее тактико-технический арсенал. Но реальный рукопашный боеконтакт не ограничивается только силовым противодействием. В ряде случаев фаза рукопашной схватки, которую я называю досиловой, т.е. предшествующая собственно силовому противоборству, играет не менее важную роль, чем силовая фаза.
Опыт общения с сотрудниками силовых структур, в том числе семинары, которые я проводил с ними, позволяет сделать вывод, что они, за очень редким исключением, не знакомы с действиями, необходимыми в досиловой фазе рукопашного боеконтакта. А уж о частных лицах и говорить нечего.
Здесь в первую очередь следует сказать о навыках оценки потенциального противника. Основную роль в этом играет умение расшифровывать невербальные проявления нервозности и наличия скрытых намерений возможного противника. Причем не так, как это приведено в книгах и что , случается, преподносят не очень грамотные специалисты как способ анализа о поведения возможног противника. Все что сказано трудах по психологии общения абсолютно правильно, вот только для предбоевой ситуации не годится, в этих условиях у человека работают другие психические механизмы. А умение оценивать состояние потенциального противника и расшифровывать наличия у него скрытых намерений позволяет с высокой степенью достоверности прогнозировать его действия. А это, в свою очердь, позволяет сократить риск внезапного нападения, в том числе и с применением оружия. Кроме того, эти навыки дают возможность оценить такие качества противника, как опытность, импульсивность, а значит и степень опасности, в том числе выделить из нескольких противников наиболее опасных (лидера, более опытных либо склонных к взрывной агрессии). Подобный анализ должен вестись комплексно, на подсознательном уровне и сочетаться со специфическими проверочными действиями (слова, жесты, мимика, передвижения), имеющими целью уточнить первичную оценку (Материалы по этой теме смотрите на закрытой части сайта).
Помимо оценки потенциального противника дополнительные преимущества в реальной схватке дает умение оценивать и правильно использовать сопутствующие факторы: особенности театра, т.е. местности, на которой вероятно боестолкновение, наличие факторов, затрудняющих или облегчающих бой для каждой из сторон, помогающих ей решить боевую задачу или затрудняющих это(Материалы по этой теме смотрите на закрытой части сайта).
На досиловой фазе боеконтакта начинается и использование перечисленных обстоятельств. В первую очередь сюда входит предварительное маневрирование. Предварительное маневрирование должно сопровождаться и дополняться комплексом действий по дезинформации объекта. Действовать таким образом в нашей системе обозначается терином бутфорить, то есть имитировать, фальшивить, отсюда же театральный термин бутафория, а сами действия называются бутафоркой. Таким путем исполнитель достигает следующих результатов. Во-первых, он получает возможность максимально использовать объективные факторы, затрудняющие действия противника. Во-вторых, обеспечивает для себя возможность использовать благоприятные сопутствующие факторы, в первую очередь свободу маневра. В-третьих, может дезориентировать противника, т.е. либо ввести его в заблуждение относительно своей готовности к бою и тем самым успокоить или, наоборот, деморализовать, либо отвлечь его внимание какими-либо обстоятельствами. Все это поможет обеспечить внезапную атаку(Подробнее об этом читайте на закрытой части сайта).
Другими словами, активное использование бойцом возможностей, которые предоставляет досиловая фаза, во многих случаях позволяет еще до начала непосредственно силового противодействия создать условия, обеспечивающие или, по меньшей мере, облегчающие ему выполнение боевой задачи.
Попутно отмечу, что боевая задача у бойцов разной, так сказать, принадлежности, всегда различна. У военнослужащего все просто - это, как правило, уничтожение противника, исключение - захват пленного. У сотрудника правоохранительных органов - задержание. У жертвы криминального нападения - спасение своей жизни, здоровья, сексуальной неприкосновенности, чести и достоинства, имущества. У криминальной личности - приведение жертвы в такое состояние, когда можно не опасаться сопротивления. У стороннего лица, т.е. не жертвы преступного посягательства - противодействие криминальному проявлению, конечно, если оно (лицо) на это способно. Помимо сказанного и сотрудник правоохранительных органов, и жертва криминального нападения, и стороннее лицо обязаны учитывать такой «пустячок», как соблюдение требований закона. Но об этом - отдельная лекция.
А вывод из предыдущего абзаца такой: для частного лица лучший способ победить в рукопашной схватке заключается в умении избежать такой схватки. Почему так? А потому, что примерно в 50% случаев, когда жертва криминального нападения отразила это самое нападение силовыми методами, да еще, не дай Бог, покалечила или вообще урыла противника, она, жертва то есть, оказывается под судом. И никакие расширения пределов необходимой обороны ситуации не меняют, так как Вы еще должны доказать, что подверглись нападению. А если свидетелей не было? А если они были друзьями потерпевшего? А если и не были друзьями, то кто знает, что им в голову придет - не даром говорят: «Врет как свидетель». Если Вы бросились кого - то спасать, ситуация еще более непредсказуемая. Нередки случаи, когда жертва нападения убегает, и Вы остаетесь без главного свидетеля Вашей невиновности. Даже если нападавший не пострадал в результате Вашего вмешательства, а дело дошло до следствия, он постарается доказать, что нападали на него Вы, а он просто тут маму ждал.
Если схватки избежать не удалось, юридически грамотное поведение после нее резко снижает шанс попасть на скамью подсудимых, а уж если попали, то пройти по минимальному сроку(Юридически правильное поведение в досиловой, силовой и послесиловой фазах боеконтакта, будет дано в закрытой части сайта).
Нет, я вовсе не хочу убедить Вас, что если на Вас напали, надо поднять лапки и сдаться. Если Вашей жизни, здоровью и т.д. грозит опасность, если Вы можете спасти человека, на которого напали, то надо биться, вплоть до смерти. Но лучше всего постараться схватки избежать.
Во многих случаях это задача вполне реальная, так как большинство нападений и у нас в стране, и за рубежом - результат обострения бытовых и иных конфликтов. Решается эта боевая задача (да-да, именно так - боевая задача) как раз на досиловой фазе боеконтакта. А для этого исполнитель должен уметь прогнозировать криминальные ситуации и избегать их, в том числе уметь погасить конфликт, грозящий развитием по криминальному образцу. Для чего ему необходимы достаточно глубокие знания прикладной психологии, в том числе и в области криминальной психологии, а так же по тактике криминального нападения.
Так что, если в рукопашной системе нет детально проработанных действий на досиловой фазе рукопашного боеконтакта, а так же надежной методики отработки таких действий, то на профессиональную она не тянет.
"...Данная система, несомненно, заслуживает внимания. Оригинальность методики тренировок стремление к эффективному результату. Возможность использования ее как для боевых действий, так и для гражданской самозащиты..."