Расписание тренировок: 

Волжская ( Тихая 37 стр 3, ИВ ).

пн. ср. пт.  : 19-00 - 22


Алексеевская ( с февраля ).
Вт: 19-45 - 21-45
Чт: 19-45 - 21-45

Заслуженный Тренер Зайчиков И.В.

И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года. 

  • М+Ж= – тренинг согласованной парной работы в самозащитных ситуациях.
  • Самооборона для женщин – направлена на повышение уровня личной безопасности женщин, в условиях бытовых конфликтов, хулиганских, криминальных и сексуальных нападений.
  • УТЛ – базовый учебно-тренировочный лагерь представляет собой мощный тренинг с погружением, по специальной психической подготовке и ПРБ ВКЗ.
E-mail: *
Имя: *

О рассылке
 

Защита от нападения с холодным оружием.


Надежная силовая защита от такого опасного вида нападения, как нападение с холодным оружием возможна только в том случае, если исполнитель владеет системно организованным комплексом технических и тактических приемов силового противодействия подобному нападению. Способность успешно применять в реальном бою даже самые эффективные приемы напямую зависит от того, насклько адекватной была методика их разучивания и отработки.

    Силовые структуры имеют в своем распоряжении комплексы приемов силового противодействия нападению с холодным оружием, однако, как по моему мнению, так и по отзывам практиков, эффективность таких приемов невысока. На мой взгляд к основным недостатком существующих прикладных комплексов можно отнести следующее.

    Все приемы строятся либо как атака на практически не сопротивляющегося противника либо по принципу «защита – контратака».

    Кроме того, анализируя приемы, представленные в пособиях, сплошь и рядом сталкиваешься с достаточно нерациональной техникой. Например, в ряде случаев для, скажем, эффективной блокировки удара необходимо развернуться, к примеру, вправо, затем нанести вспомогательный удар, для чего следует развернуться влево, после чего вновь развернуться вправо для проведения обезоруживания. При этом правильная биомеханика таких разворотов не дается. А без нее подобные действия крайне нерациональны.

    С точки зрения условий реальной схватки более выгодно строить все приемы как встречную атаку, причем, первой фазой любого атакующего приема должны быть защитные действия, рассчитанные помимо прочего и на дезориентацию противника; необходимо как можно шире использовать уход с директриссы с выходом во фланг и тыл объекту. При решении этих задач следует обращать особое внимание на рациональное сочетание технических приемов, в том числе ударов, с перемещениями.

    Приведенные в пособиях приемы позволяют более или менее эффективно противодействовать только одиночным ударам холодным оружием, причем только тем из них, которые разучивались на тренировках.

    Для противодействия нападению с различными видами холодного оружия, а так же с одним видом оружия, но при нанесении ударов различными хватами, по различным мишеням и траекториямм используются самые разнородные приемы, причем не объясняется зависимость выбора того или иного приема от условий схватки.

    Гораздо рациональнее добиться универсальности тактических, технических и биомеханических подходов в работе против оружия с разными тактическими характеристиками и при различных способах его использования. Подобный подход так же позволяет эффективно противодействовать не только одиночным ударам, но и финт – ударам, сериям и ударам, незнакомым по тренировкам.

    Все комбинации строятся по жесткой схеме, в них не предусматривается вероятность ошибок в распознавании действий противника, в маневрировании, в технике исполнении приема, усталости и т.д.

    Эффективность действий исполнителя резко возрастет, если комбинация строится как гибкая последовательность действий, создающая возможность варьировать способы противодействия в нестандартных ситуациях, переходить с приема на прием при неудачном исполнении, а так же развивать частичный успех.

    В приемах, приведенных в пособиях, практически не применяются такие мощные способы усиления как активное подключение инерции собственного тела и его частей, использование остаточной инерции для развития атаки.

    Не учитываются анатомические особенности исполнителя и нападающего. В частности, не используются такие доступные физически более слабому человеку способы поражения противника как воздействия на глаза, на наиболее слабые суставы и кости, в частности на пальцы рук, на кости предплечья и свода стопы, удушающие приемы, позволяющие при необходимости воздействовать на позвоночник, удары головой, укусы, захваты за нос, губы и уши. Нет выведения упавшего противника под удары ногами.

    В ходе задержания такие приемы в ряде случаев могут решить исход схватки, но чаще они играют вспомогательную, хотя и очень важную роль. Их применение создает благоприятные условия для эффективного перехода к традиционным приемам конвоирования и фиксации. Если же исполнитель вынужден вести бой на уничтожение, то все ограничения вообще снимаются.

    Отмечу, что нет оснований опасаться, что в результате введения в арсенал подобных приемов вырастет травматизм на тренировках и в ходе боя на нейтрализацию или задержание. Многолетний опыт тренировок показывает, что у нас общее число травм меньше, чем в спортивных единоборствах, а травм, например глаз не было вообще.

    Те приемы, которые приводятся в пособиях, рассчитаны, в первую очередь, на щадящее задержание правонарушителя. Однако сам факт использования тем холодного оружия говорит, что он ведет бой на уничтожение, в крайнем случае, на жесткую нейтрализацию. Следовательно, и частное лицо, и сотрудник имеют право вести бой на жесткое задержание либо жесткую нейтрализацию.

    Может сложиться так, что объект значительно превосходит исполнителя в силе или подготовке, либо находится в неадекватном состоянии, либо, наконец, исполнителю противостоят несколько правонарушителей. В этих случаях он также может быть вынужден вести бой на жесткую нейтрализацию противника. Бой на жесткую нейтрализацию характерен для военнослужащих и сотрудников подразделений специального назначения.

    Указанные приемы, в целом, для этого вида боя приемлемы, но не достаточно эффективны. Целесообразно чтобы в прикладные рукопашные комплексы для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих входил и раздел по бою на жесткую нейтрализацию. Приемы этого раздела в обязательном порядке должны сочетаться с приемами боя на задержание.

    Недостаточно эффективен арсенал технических и тактических приемов боя на уничтожение, необходимый для военнослужащих и сотрудников подразделений специального назначения.

    Отсутствует использование огнестрельного оружия как холодного, притом, что сотрудники в большинстве случаев вооружены.

    Ничего не говорится так же об использовании подручных средств как нелетального холодного оружия.

    Отсутствуют такие аспекты реального рукопашного боя, как оценка и использование свойств театра, то есть местности, на которой произошло столкновение, распознавание скрытых замыслов контактера, в частности распознавание наличия у него оружия и расшифровка его готовности применить оружие, приемы психологического контроля ситуации.

    Отсутствуют приемы самостраховки на твердом грунте.

    се эти недостатки зачастую порождают у исполнителей недоверие к рукопашному бою, что проявляется в нежелании глубоко изучать его и постоянно совершенствоваться в нем. А это, сплошь и рядом ведет, с одной стороны к потерям среди сотрудников и военнослужащих, которых можно было бы избежать, а с другой, в ряде случаев, к неоправданно интенсивному физическому воздействия на задерживаемое лицо.

    Теперь остановлюсь на некоторых соображениях об особенностях технического арсенала.

    В реальном бою велика роль фактора неопределенности, поэтому «жесткие» комбинации, как уже говорилось выше, в значительной мере теряют свою эффективность. Прекрасно отработанное на тренировках движение в реальном боеконтакте может исказиться в результате воздействия внешних факторов, нервозности исполнителя или непредусмотренной реакции противника, что не позволит провести наработанную комбинацию, противник захватит инициативу и исполнитель погибнет.

    Следовательно, в каждом приеме, в каждой боевой комбинации должна быть предусмотрена возможность для исполнителя без затруднений действовать не по первоначальному замыслу или отработанной схеме, а в зависимости от ситуации.

    В силу того, что большинство сотрудников и военнослужащих не имеют возможности тренироваться с той же интенсивностью, что спортсмены, основной технический арсенал прикладной рукопашной системы не должен включать приемы, недоступные человеку среднего физического развития.

    Приемы, требующие высокого атлетизма, могут использоваться только для подготовки тех людей , которые отличаются существенными физическими преимуществами или специфическими навыками. Например, при подготовке сильного тяжелого человека, имеющего успешный опыт выступлений на соревнованиях по борьбе, возможно за основу его индивидуального арсенала взять броски, естественно, прикладной направленности. Основная же масса прикладных приемов должна быть достаточно несложной в освоении и легко применяться при отсутствии регулярных тренировок.

    Технический арсенал системы в обязательном порядке должен учитывать тактику и технику потенциального противника - как криминального элемента, так и военнослужащих и сотрудников возможной противоборствующей стороны. Например, более или менее опытный преступник никогда не будет атаковать ножом так, как это предусмотрено в наставлениях. Другой пример. В последних пособиях по рукопашному бою Вооруженных Сил США можно последить некоторые элементы капоэйры, в подготовке к штыковому бою уже много лет используются элементы восточных школ работы с копьем и алебардой, работа с ножом также строится на опыте восточных школ.

    Сказанное не означает, что следует механически включать подобные новации в рукопашную подготовку наших военнослужащих и сотрудников, тем более что эффективность восточных подходов к рукопашному бою очень преувеличена. Тем не менее, учитывать это при составлении прикладных комплексов и тренировочных методик необходимо. А это означает, что необходим мониторинг ситуации с рукопашной подготовкой потенциального противника и, обязательно, экспериментальная проверка отмеченных новшеств.

    Необходимы боле жесткие и, следовательно, более надежные приемы обезоруживания и задержания нарушителя, включая приемы конвоирования, надевания наручников и связывания.

    Технический арсенал, применяемый при жесткой нейтрализации, должен включать в себя:

  • приемы, травмирующие вооруженную руку либо одну из нижних конечностей объекта (последнее не позволяет ему приблизиться к исполнителю на дистанцию удара и достигается ударами ног), в крайнем случае, невооруженную руку.
  • приемы (как правило, удары), воздействующие на наиболее уязвимые зоны - голову, глаза, горло, реберную дугу, почки, пах, что лишает объект сознания либо возможности передвигаться. Достигается это с блокировкой оружия или с маневра;
  • удушающие приемы, исполняемые параллельно с блокировкой вооруженной руки, ведущие к потере объектом сознания;
  • в крайнем случае - приемы, воздействующие на позвоночник, что может вести к тяжелой травме.

 

    Бой на уничтожение возможен в двух вариантах.

    В первом случае объект уничтожается оружием, изъятым у него же. Для этого варианта боя необходимы специальные приемы, жестко травмирующие вооруженную руку, причем, для повышения эффективности, они должны сочетаться с неограниченным травмированием противника и помимо вооруженной руки. Кроме того в такой арсенал должны входить специальные приемы с завладения оружием противника, обязательно с удержанием изъятого оружия боевыми хватами начиная с момента изъятия, в целях мгновенного уничтожения объекта.

    Для тех случаев, когда объект уничтожается без использования изъятого оружия, боевой арсенал должен включать удары ногами в голову и по позвоночнику упавшего противника, прыжки на него двумя ногами, приемы, ломающие позвоночник (проще всего в шейном отделе), эффективные удушающие приемы.

    Навыки использования в своих интересах прикладной психологии, в том числе криминальной, тоже должны быть неотъемлемой частью технического арсенала.

    В технический арсенал следует также включить навыки оказания первой медицинской помощи.

    Более подробно хотелось бы остановиться на методике подготовки сотрудников и военнослужащих к силовому противодействию нападению с холодным оружием.

    Обучение следует начинать с противодействия одиночным ударам. После того, как курсанты научатся быстро, точно и без потери темпа противодействовать одиночным ударам, следует переходить к обучению противодействию финт - ударам и комбинациям.

    Для того чтобы отработка технических приемов была эффективной необходимо два условия.

    Первое. Нападающая сторона на тренировках должна свободно владеть оружием. Следовательно, определенную часть тренировочного времени следует отводить на обучение курсантов работе с оружием вплоть до комбинаций. Целесообразно чтобы освоение оружия шло параллельно с отработкой противодействия.

    Второе. На начальном этапе обучения необходимо использовать только имитаторы оружия и надежное защитное снаряжение. Без этого нападающая сторона неизбежно будет искажать траекторию ударов, искусственно замедлять их скорость и тем самым искажать картину атаки. При этом имитаторы и защитное снаряжение должны обеспечивать нанесение неопасного для здоровья, но достаточно болезненного удара, т.к. без отрицательного подкрепления качественное обучение невозможно. Только тогда, когда курсанты научатся свободно противодействовать нападению с учебным оружием, проводимому на боевой скорости, с максимальным усилием, по эффективным зонам поражения, с реальным контактом оружия с мишенью и при этом осмысленно пользоваться всем комплексом технических приемов, следует время от времени использовать на тренировках боевое оружие чтобы ослабить естественный страх перед ним (полностью снять такой страх невозможно). Естественно, что тренировки с боевым оружием должны проводиться только при наличии надежного защитного снаряжения, исключающего вероятность получения курсантами ранений. Психологический эффект таких тренировок заключается в осознании курсантами факта, что противодействие боевому оружию технически ничем не отличается от противодействия учебному оружию. Вводить работу с боевым оружием следует очень осторожно, так как неудачи закрепят страх перед ним. Отработку технических действий можно считать законченной, когда курсанты быстро, точно и без потери темпа противодействуют не только одиночным ударам, но и финт - ударам и комбинациям не менее чем из трех элементов, желательно, боевым оружием.

    Однако и тогда, когда курсанты в совершенстве овладеют всем тактико-техническим арсеналом, переходить на работу исключительно с боевым оружием, чем щеголяют многие школы, категорически неверно. Все ограничения в работе с боевым оружием, о которых говорилось выше, остаются. А это означает, что курсанты в этом случае неизбежно утратят приобретенные навыки, которые я перечислял выше – умение противодействовать оружию, задействованному на боевых скоростях, максимальных усилиях, по эффективным зонам поражения, включая лицо и при реальном контакте с мишенью.

    Одновременно с обучением технике силового противодействия начинается обучение тактике. Тактика пртиводействия нападению с холодным оружием зависит от тактики боя с оружием.

    С первых шагов курсанты должны обучаться не просто противодействовать нападению с холодным оружием, но делать это в рамках определенной боевой задачи.

    Для сотрудника правоохранительных органов наиболее характерная боевая задача - задержание противника. Причем, как уже отмечалось выше, в случае противодействия нападению с оружием предпочтительно жесткое задержание, которое реализуется жестким, а потому надежным, обезоруживанием противника с последующим взятием его на конвоирующий прием, надеванием наручников или связыванием. Как правило, сотрудники действуют при этом группой, поэтому следует обратить внимание на обучение этого контингента групповым действиям, причем не только техническим приемам взаимопомощи, но и распределению обязанностей при задержании, согласованности действий, использованию специальных сигналов, что не менее важно. При этом наряду с групповыми необходимо отрабатывать и индивидуальные действия.

    При разучивании этой боевой задачи целесообразна следующая методика.

    На начальном этапе разучиваются способы самостраховки на жесткой поверхности (голый пол), приемы обезоруживания, техника нанесения вспомогательных ударов.

    Для повышения эффективности обучения курсанты обучаются основным техническим и тактическим приемам нападения с холодным оружием. Курсанты учатся реагировать в первую очередь на характер движений противника, а не на оружие, которое он использует. При этом в ходе тренировок обязательно должны использоваться имитаторы ножа, кастета, пистолета, короткой палки, саперной лопатки, топора, длинной палки, лопаты большой, автомата чтобы избежать возможного замешательства исполнителя при столкновении с незнакомым по тренировкам видом оружия. Параллельно с обезоруживанием, но как отдельный элемент разучиваются приемы конвоирования, надевания наручников и связывания.

    Когда курсанты достаточно хорошо ознакомятся с обеими группами приемов, приступают к наработке способов перехода от обезоруживания к конвоированию, надеванию наручников и связыванию; целью является освоение курсантами этих действий как единого целого. На этом же этапе курсанты знакомятся с общими тактическими вариантами рукопашного боеконтакта (бой на уничтожение, бой на жесткую либо мягкую нейтрализацию, бой на жесткое на либо мягкое задержание, бой на отход).

    Задержание должно проводиться без причинения объекту серьезных травм, в идеале вообще без травм, однако, как говорилось выше, в отдельных случаях первой фазой задержания может быть жесткая нейтрализация. Для таких ситуаций, помимо освоения приемов реанимации и первой медицинской помощи должна вырабатываться психологическая готовность сочетать их с обездвиживанием потерявшего сознание или травмированного объекта (связывание, надевание наручников) с тем, чтобы он, придя в себя, не повторил нападения. Следует особо отметить, что сотрудники должны уметь в подобных случаях применять приемы обездвиживания объекта таким образом, чтобы не усугубить полученную последним травму.

    Другой боевой задачей, которую приходится решать в ходе силового противодействия нападению с применением холодного оружия является уничтожение противника. Эта боевая задача возникает только в условиях боевых действий, и обучаться таким приемам должны только военнослужащие и те сотрудники, которые принимают участие в боевых действиях.

    Немедленное уничтожение голыми руками подготовленного, вооруженного и решительного противника - задача практически невыполнимая. Ее реализация обычно включает два этапа. На первом достигается жесткая нейтрализация противника, в результате чего его боевые возможности резко ограничиваются, как правило, при этом он лишается оружия. По сути дела, это те же четыре группы приемов о которых говорилось в разделе о жесткой нейтрализации, но исполняться они должны в самых жестких вариантах, с предельным “вложением”. На втором этапе противник уничтожается. О приемах, наиболее эффективных для выполнения этой задачи, так же говорилось выше.

    Необходимо заметить, что контингент, обучающийся бою на уничтожение, должен уметь и нейтрализовать противника, не доводя дело до летального исхода, в том числе и провести задержание.

    По мере отработки действий в рамках перечисленных боевых задач, в тренировочный процесс включается еще одна составляющая тактики боя - тактическая схема поведения противника.

    По мере роста тренированности курсантов тренер должен составлять все более сложные тактические сценарии, отражающие все перечисленные элементы техники и тактики нападения и противодействия ему, разнообразить оружие нападения.

    В период глубокого освоения тактики противодействия тренировка представляет собой ряд эпизодов, в которых курсанты решают конкретные боевые задачи. Перед каждым эпизодом и нападающая, и противодействующая сторона по отдельности должны получать от тренера соответствующие вводные. Для нападающей стороны определяются тип задействованного оружия, техника нападения и тактическая схема поведения. Противодействующая сторона получает только боевую задачу, технические и тактические приемы противодействия объект учебного нападения выбирает сам.

    Таким путем у курсанта вырабатывается индивидуальный тактико-технический арсенал, соответствующий его психофизическим особенностям, он получает и закрепляет навык учитывать в своих действиях анатомические особенности (рост, длину конечностей, массу) и характер боевого поведения (подвижность, предпочитаемая дистанция, характер перемещений, характер хвата оружия) противника как единого целого.

    В случае задания вести бой на жесткую нейтрализацию курсант должен завершить учено - боевую схватку демонстрацией приемов реанимации и первой медицинской помощи, исходя из тех технических приемов, которые он использовал.

    Каждый тренировочный эпизод должен разбираться с технической и тактической точек зрения, а если необходимо, то и с юридической точки зрения.

    На этом этапе обучения следует особое внимание уделять оценке рациональности действий курсанта исходя из тактического сценария тренировочного эпизода и юридической оценке его действий. Для этого перед каждой тренировкой тренер составляет для каждого курсанта определенный набор трениросочных сценариев, исходя из его силных и слобых сторн. Все недостатки в действиях курсанта тренер должен не только отмечать и разъяснять, но и в обязательном порядке учитывать при составлении сценариев тренировочных эпизодов для данного курсанта.

    Без такой подготовки не исключено, что вместо боя на жесткую нейтрализацию курсант будет вести бой на уничтожение, а бой на уничтожение сведет к бою на задержание. В условиях реального боеконтакта это может привести исполнителя к гибели, неисполнению приказа или к уголовному преследованию.

    В последнем периоде этого этапа обучения целесообразно широко (но не непрерывно!) использовать отвлекающие факторы: тренировки в полутьме, при мерцающем многоцветном освещении, на усложненном шумовом фоне (постоянные сильные шумы меняющейся интенсивности и характера, внезапно возникающие сильные шумы различного характера), на фоне искусственно созданной физической усталости курсанта. Указанные отвлекающие факторы следует использовать как поодиночке, так и в различных сочетаниях.

    Дальнейшее закрепление полученных навыков и доведение их до уровня условного рефлекса достигается следующими видами тренировок.

    Первый вариант. На штурмовых полосах различной конфигурации, обязательно включающих тактические лабиринты. Нападения должны проводиться на различных участках штурмовой полосы (участки должны меняться во время каждого прохода), как относительно несложных, так и повышенной сложности, причем как на самом таком участке, так и непосредственно перед ним, а так же сразу после его прохождения. Очень эффективен и такой прием: после прохождения лабиринта, когда курсант расслабился, на него производится учебное нападение либо он получает вводную на задержание или уничтожение вооруженного противника.

    Второй вариант. В смоделированных тактических ситуациях, максимально приближенных к реальным. При этом решаются различные задачи - задержание (захват языка), оказание помощи напарнику, отражение внезапного нападения, а занятия проводятся на различной местности, в различных помещениях, транспортных средствах (макетах), в разное время суток, при различной освещенности, с различным составом участников.

    Несколько слов о психологической подготовке. Эта проблема касается не только обучения противодействию нападению с холодным оружием, она является одной из основных проблем рукопашной подготовки вообще и заслуживает отдельного разговора, поэтому сейчас остановлюсь на ней только тезисно. Решать данную проблему необходимо комплексно. А именно, использовать как собственно психологические методы, так и технико – тактические особенности системы и тренировочную методику.

    Важнейшим моментом психологической подготовки является уверенность курсанта в своих силах, что базируется на его уверенности в эффективности той техники и тактики силового противодействия, которую он получил на тренировках. Подобная уверенность вырабатывается многократным и, подчеркну, обязательно успешным повторением тактико – технических действий в ходе тренировочного процесса. Кроме этого, многократная повторяемость ведет к закреплению автоматизма действий, что позволяет в критических ситуациях резко уменьшить (а в отдельных случаях вообще свести на – нет) сковывающее действие страха.

    При этом необходимо оговориться, что если тактика и техника силового противодействия не являются действительно эффективными, то их закрепление сыграет с курсантом злую шутку, заглушив у него естественную осторожность и естественные реакции психики, которые в таких условиях были бы гораздо полезнее. Неадекватная тактика и техника силового противодействия всегда ведут к поражению, что в случае схватки с вооруженным противником практически всегда означает гибель исполнителя.

 
Работа с офицерами 1 ГСпН ОСН ''ВИТЯЗЬ''.

Командование Отряда отметило высокую эффективность проведенного сбора.

Командир ''Витязя'' полковник А.П. Громов писал: ''Участвовавшие в УТС военнослужащие освоили комплекс оригинальных технических и тактических приемов вооруженного и безоружного рукопашного боя, позволяющих эффективно решать все боевые задачи прикладной рукопашной схватки …

Работа позволила повысить качество подготовки личного состава к рукопашному бою за счет эффективности предложенного комплекса приемов и повышения уровня методической и теоретической подготовки инструкторского состава. Это в целом способствовало повышению надежности личного состава при решении специальных служебно-боевых задач."

УФСБ по Ингушетии.

УФСБ по Ингушетии официально пригласило Игоря Васильевича Зайчикова к сотрудничеству с целью обучения сотрудников нашей системе прикладного рукопашного боя.