И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Воинская культурная традиция имеется в национальной культуре любого народа и составляет его неотъемлемую часть. Имеется этот культурный пласт и в культуре русского народа, и в культуре других народов России. Правильнее было бы сказать, что такой культурный пласт имелся. Веками воинские традиции и воинская физическая культура, воинские упражнения и игры, в том числе и рукопашные состязания, были основой воспитания, физического развития и первоначальной боевой подготовки защитников своего народа. Но на протяжении XX столетия эти традиции на территории нашей страны почти исчезли.
Особенно сильно пострадали народные воинские традиции русских, украинцев и белорусов. Достаточно сказать, что в Советском Союзе практически все народы и народности сохраняли какие-то остатки национальных видов рукопашных состязаний, в первую очередь национальных видов борьбы. По ним проводились соревнования, присваивались спортивные разряды и мастерские звания. От богатого набора национальных видов борьбы, кулачного и палочного боя славянского населения СССР, не осталось ничего. Все это было заменено олимпийскими видами спорта – борьбой, боксом, фехтованием.
Следует признать, что для этого имелись как объективные, так и субъективные причины. Сохранение подобной традиции в современном быстро меняющемся мире, когда резко, в течение одного – двух поколений изменяется уклад жизни народа – задача очень и очень сложная. И без поддержки государства и мощных общественных организаций традиционная воинская культура в подобных условиях исчезает. Именно это и произошло в России. Если в XVII веке в кулачных боях не гнушались участвовать даже такие крупнейшие государственные деятели, как граф Григорий Григорьевич Орлов и его брат Александр Григорьевич, князь Григорий Александрович Потемкин, который потерял в этой потехе глаз (по другой версии он лишился глаза в драке с братьями Орловыми), то, начиная с середины XIX века, образованная часть общества стала рассматривать традиционные народные физические состязания, и в первую очередь кулачный бой, как проявление дикости и необразованности народа. Традиционно негативно относилась к народным рукопашным состязаниям и Русская Православная Церковь, видя в них отголосок язычества. При Советской власти кулачные бои считались хулиганством со всеми вытекающими из этого последствиями.
Совершенно противоположный подход мы видим в странах Дальнего Востока, в первую очередь в Японии, Китае, Корее. Традиционные боевые искусства в этих странах всегда рассматривались как существенный и неотъемлемый элемент национальной культуры. Более того, боевые искусства послужили одним из основных механизмов для решения целого ряда важнейших государственных проблем. В Китае в конце XIX века различные направления национальных видов рукопашного боя были организационной и, отчасти, идеологической базой восстания ихэтуань, известного так же как боксерское восстание. Япония активно и эффективно использовала национальные боевые искусства в период после буржуазной революции 1878 года и после поражения во Второй Мировой войне для идеологической консолидации общества и противодействия западному культурному влиянию. Япония, Корея, Китай и сейчас самым активным образом используют свои национальные боевые традиции, точнее их рыночный вариант, для того, чтобы вызвать на Западе, в том числе и в России, интерес и симпатию к своим национальным культурам, для пропаганды выгодных им геополитических идей, обеспечения благоприятного психологического климата для продвижения своих товаров. Помимо решения этой, маркетинговой по своей сути, задачи, сам по себе экспорт национальных боевых искусств приносит этим странам миллионные прибыли. Продвижение национальных видов единоборств на международной арене для этих стран – элемент государственной политики.
Следует заметить, что культурный обмен, культурные заимствования – совершенно естественная сторона межнационального общения. И в том, что народы России знакомятся с культурой народов Дальнего Востока, в том числе и с традиционной воинской культурой, нет ничего плохого. Нет ничего ненормального и в том, что дальневосточные государства эксплуатируют мировой интерес к своим национальным воинским традициям для достижения собственных политических и экономических целей. В международных отношениях каждое правительство обязано добиваться своих собственных целей всеми разрешенными международным правом средствами.
Плохо другое. Сплошь и рядом приходится говорить не о культурных заимствованиях, а о прямом низкопоклонстве перед "великими восточными авторитетами".
Давайте, сравним количество федераций различных восточных, точнее дальневосточных, боевых искусств с количеством федераций боевых искусств, базирующихся на традиционных для народов России воинских умениях. Давайте, сравним количество людей, занимающихся традиционными для нашей страны спортивными дисциплинами - боксом, самбо, греко-римской и вольной борьбой, фехтованием с теми, кто занимается различными видами карате, тэквандо, айкидо, хапкидо, дзюдо, дзю-дзюцу, кэндо, нин-дзюцу, у-шу. Давайте, сравним количество детей, приходящих ежегодно в тренировочные группы по этим направлениям с теми, кто начинает занимается исконно традиционными для России видами спортивных единоборств. Давайте, сравним количество денег, затраченных на рекламу дальневосточных спортивных единоборств и псевдоприкладных систем со средствами, затраченными на прямую рекламу бокса, самбо, вольной и греко-римской борьбы, фехтования, не говоря уже о русских, российских национальных видах боевых искусств. Давайте, сравним количество, продолжительность, да и качество телепередач и журнальной продукции, посвященных дальневосточным рукопашным системам с теми, что посвящены нашим отечественным системам.
При этом самое плохое то, что ни реальная история Японии, Китая, Кореи и других стран этого региона, в том числе история взаимоотношений с нашей страной, ни реальная история военных столкновений стран этого региона с народами Запада и с Россией, ни реальная традиционная и современная культура этих стран, ни национальный характер их народов освещения не получают. Нас пичкают откровенным кичем, откровенной рекламой, откровенной пропагандой превосходства народов этих стран. Как-то, само собой разумеется, что самые мудрые люди и лучшие рукопашные бойцы жили и живут на Востоке, что лучшие рукопашные системы созданы на Востоке, что самый мудрый и эффективный подход к физическому воспитанию сформировался на Востоке, что наиболее эффективные концепции стратегии созданы в Китае. Уже не одно поколение выросло на этих мифах и в нашей стране, и в Европе, и в Америке.
Если перевести на обычный язык вежливые замечания, намеки и недоговорки многих апологетов Востока, то получается следующая картина. Восточные боевые искусства это высокая культура, глубокая и обязательно гуманная философия, рациональное мышление, здоровый образ жизни. И вообще это нечто возвышенное, в высшей степени благородное и, вдобавок, самое-самое эффективное. А русские боевые искусства, как и родившиеся на Западе спортивные единоборства - грубое творение грубых, примитивных людей, безо всякой философской базы. А если какая-то база и имеется, то она варварская и антигуманная. И уж конечно все эти "поделки" по эффективности восточным системам, якобы, и в подметки не годятся. Конечно, не все специалисты по восточным единоборствам грешат таким подходом, но очень и очень многие. А некоторые из них говорят и пишут все это открытым текстом.
Приходится встречаться с призывами воспитывать детей и молодежь в духе бусидо и традиций шаолиня, с раннего детства обучать их восточной философии, в частности дзэн-буддизму, и восточному этикету, а восточные системы единоборств сделать основой физического воспитания подрастающего поколения. Если пойти по этому пути, то молодежь у нас вырастет в большей степени китайцами, японцами или корейцами, чем русскими, татарами, чувашами, дагестанцами и т.д. Не говоря уже о том, что реальная научная и жизненная ценность восточной философии более чем сомнительна. Да и утверждения о том, что народы Дальнего Востока создали наиболее эффективные рукопашные школы и системы физического развития не выдерживают критики.
Ни в коей мере не отрицая достижений народов Дальнего Востока в различных областях знания, в том числе и рукопашного боя, хотелось бы отметить, что и народы Запада не лыком шиты, в том числе и народы нашей страны, и русский народ. До принятия западной культуры и "мудрый Китай", и "непобедимая Япония", и Корея со всей их древней восточной мудростью стагнировали, голодали, вымирали от болезней, не имели современной науки, жили в условиях сословного общества. И, что немаловажно, регулярно проигрывали западным народам военные столкновения. Об этом мы поговорим в слдедующих частях нашей статьи.
В марте на презентации системы в Киеве присутствовал Быструхин Геннадий Степанович, давший самую высокую оценку системе и написавший отзыв о книге Игоря Васильевича Зайчикова "Том 1. Уличная схватка.":
По оценкам организаторов тренинга, новая система единоборств - исключительно практична. В отличие от восточных "боевых искусств", система борьбы Игоря Зайчикова является реальной боевой схваткой, с мощным напором, где требуется гарантированное выведение из строя противника или его уничтожение.
"Эта система - узкоспециальная, прикладная система и закрытая. Главная цель в обучении этой борьбе бойцов - любым способом одолеть противника или уничтожить его", - сказал Трофимов.