Расписание тренировок: 

Волжская ( Тихая 37 стр 3, ИВ ).

пн. ср. пт.  : 19-00 - 22


Алексеевская ( с февраля ).
Вт: 19-45 - 21-45
Чт: 19-45 - 21-45

Заслуженный Тренер Зайчиков И.В.

И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года. 

  • М+Ж= – тренинг согласованной парной работы в самозащитных ситуациях.
  • Самооборона для женщин – направлена на повышение уровня личной безопасности женщин, в условиях бытовых конфликтов, хулиганских, криминальных и сексуальных нападений.
  • УТЛ – базовый учебно-тренировочный лагерь представляет собой мощный тренинг с погружением, по специальной психической подготовке и ПРБ ВКЗ.
E-mail: *
Имя: *

О рассылке

06.02.2011
И.В. Зайчиков (выступление на кафедре психологии РГУФКа).

 

 Я - тренер по прикладному рукопашному бою. Этот род деятельности имеет ряд серьезных отличий от спортивной подготовки.

     Контингент тренирующихся (далее я буду называть их курсантами) в тренировочной группе прикладной направленности может быть самым различным. Если это военнослужащие (офицеры, прапорщики) и сотрудники правоохранительных органов, то они прошли предварительный специальный отбор на психологическую и физическую пригодность к подобной деятельности в рамках решения боевых и служебных задач. С такими работать легче. Если же это гражданские люди, которые тренируются «для себя», в целях подготовки к гражданской самозащите, то задача тренера значительно труднее.  В последние годы, как вы знаете, я готовлю именно гражданских людей к гражданской самозащите, поэтому сосредоточу внимание на некоторых (далеко не всех)  психологических аспектах, с которыми сталкивается тренер при работе именно с этим контингентом.

     У меня тренируются люди старше 18 лет, значит, решение придти в мою тренировочную группу было самостоятельным и осознанным. Их первоначальный мотив достаточно силен и, вроде бы, не требует постоянного подкрепления.

     Но это только на первом этапе обучения. В дальнейшем у многих накапливается усталость, причем не только физическая, но и психологическая – не все могут справиться с перспективой достаточно длительных тренировок, ограничений в свободном времени, сложностей, которые накладывает семья. Ребенка, занимающегося спортом, в течение длительного времени может  мотивировать воля или мнение родителей, перспектива спортивных успехов в будущем. Взрослых действующих спортсменов так же мотивирует перспектива спортивного роста, которая для них означат не только продвижение по шкале спортивных разрядов, званий и побед на соревнованиях, но и жизненные перспективы после завершения спортивной карьеры – тренерская либо административная работа в спортивных организациях различного уровня. Все это обеспечивает стабильность тренировочных спортивных групп. Сразу оговорюсь, что я имею в виду те виды единоборств, которые зарегистрированы в Федеральном Агентстве по физической культуре и спорту, а не самодеятельные состязания самодеятельных групп, которые получили распространение в последние 10-15 лет.

     Для тренирующихся у меня взрослых состоявшихся людей достаточно легко самостоятельно принять решение прервать тренировки - они осознают свою спортивную бесперспективность, свою судьбу со спортом не связывают, тренировки для них своего рода хобби, пусть даже мотивированное желанием повысить свою боеспособность. Чтобы удержать моих курсантов в тренировочной группе необходимо превратить ее в, своего рода, группу по интересам. Причем такими «интересами», мотивирующими факторами должны быть и сам тренировочный процесс, «мышечная радость», которую они получают от тренировки, и осознание своего «роста» как бойца-прикладника, повышения своей компетентности в этой области, и атмосфера в группе, конкурентная другим формам времяпрепровождения, и новые знания, пограничные с непосредственными задачами подготовки, которые должен давать тренер. Чтобы заинтересовать и привязать к себе взрослых людей, для которых цель их тренировки не является основной жизненной программой, как для спортсменов, тренер должен быть не только несомненным специалистом именно в прикладном рукопашном бою, но и обладать достаточно широкими знаниями в смежных областях и уметь артистически преподносить эти знания.

     Следующей психологической проблемой, с которой сталкивается тренер-прикладник, я назвал бы  ту, которая вытекает из физических особенностей  курсантов. С одной стороны, все они – физически зрелые люди, желающие и способные получать значительные физические нагрузки. Но с другой стороны, многие до поступления в тренировочную группу либо вообще не занимались физической культурой или спортом либо имели многолетний перерыв в тренировках. Поэтому необходимо очень внимательно подходить к росту физических нагрузок, чтобы не «сорвать» их, но при этом и не вызвать разочарования, ведь практически все желают чтобы тренировки были достаточно интенсивными. Проблема эта должна решаться и психологическими методами.

     Еще одной психологической проблемой, с которой сталкивается тренер в подобной группе, является расхождение представлений нового курсанта о специфике прикладного рукопашного боя с реальной спецификой прикладной рукопашной подготовки. В обыденном сознании имеется два стереотипа прикладного рукопашного боя. Согласно первому прикладная рукопашная подготовка практически аналогична спортивному единоборству, только несколько жестче. Другое заблуждение заключается в представлении, что прикладная рукопашная система должна состоять из неких таинственных приемов; причем лучше всего, если они пришли их каких-то таинственных сфер – из восточной или отечественной древности, из отдаленных регионов – и доступны только узкому кругу посвященных. На деле же специфика прикладной подготовки в другом. Прикладная система может строиться на одном или нескольких спортивных единоборствах, либо действительно быть создана в любых малоизвестных областях Земли или человеческой деятельности, но она всегда должна быть «заточена» под решение задач, характерных именно для реальной схватки. И если это область гражданской самозащиты, то наряду с технической и тактической эффективностью, должна готовить курсанта к действиям в правовом поле, в рамках, которые допускает уголовное законодательство. Этот конфликт представлений и реальности свежему человеку преодолеть очень трудно. И одной из первых задач тренера является убедить  курсанта в правильности своего взгляда на прикладную рукопашную подготовку. Если он этого не добьется, то потеряет курсанта. А следующей задачей этого плана будет привить курсанту навыки автоматически соотносить свои действия с тем уровнем опасности, которую представляет собой его противник или противники. Причем этот уровень неизбежно меняется в ходе схватки. Противник может оказаться более опасным, чем это казалось вначале, значит необходимо мгновенно перестроиться и начать действовать более жестко, чтобы сохранить свое здоровье, жизнь, честь и достоинство, сексуальную неприкосновенность или  имущество, деньги. Или, наоборот, в ходе схватки исполнитель может своими действиями нанести противнику такой вред, что его боевые возможности резко сократятся и для того, чтобы не превысить пределов необходимой обороны, следует снизить интенсивность своих действий либо вообще прекратить бой. И задача эта не только техническая и тактическая, но и психологическая.

     Оговорюсь, что в первую очередь это различие должен понимать сам тренер. Нередко встречается ситуация, когда представление тренера о подготовке прикладника не выходит за границы обыденных представлений; в этом случае группа может сохранять стабильность, но уровень подготовки будет низким.

 продолжение следует...

И.В.Зайчиков

 
Отзыв Быструхина Г. С.

В марте на презентации системы в Киеве присутствовал Быструхин Геннадий Степанович, давший самую высокую оценку системе и написавший отзыв о книге Игоря Васильевича Зайчикова "Том 1. Уличная схватка.":

Вышла книга И. В. Зайчикова "Уличная схватка. Том 1."