И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
С приемами, практикуемыми в спортивных единоборствах все ясно. Все они опробованы в спортивных схватках, соревновательная практика определила в каких условиях данный прием проходит, а в каких не проходит, современная спортивная медицина выявила характер травм, которые они могут вызвать.
Эффективность же боевого приема может проверить только реальный боеконтакт. Почему? А потому, что она может проявиться только в условиях неограниченного применения приема исполнителем и обязательно в условиях неограниченного по ожесточенности сопротивления объекта. И обязательно на полных скоростях. Все остальное не более чем имитация. Из современных боевых приемов этим требованиям отвечают только некоторые приемы, содержащиеся в служебных пособиях (к сожалению очень немногие), единичные приемы из спортивных единоборств и общедоступных прикладных систем, опробованные криминальной и правозащитной практикой, и все приемы нашей системы, которые были сформированы и отобраны в результате неограниченных боев ''на мясе''. (Подробнее о создании системы смотрите в статье "Ответ Скептикам")
Реальный боевой прием может быть вариантом спортивного приема, а может совершенно не походить ни на что известное. И это естественно. В ходе замены реально-боевых комплексов действий спортивными единоборствами были утеряны, забыты целые классы действий, ведущих к травмированию объекта. С точки зрения спорта боевой прием часто выглядит нелепо и неубедительно. Впрочем, и спортивный прием с точки зрения прикладника может выглядеть нелепо и нерационально. И это тоже естественно - ведь у спортивного и боевого приема различные цели. Спортивный прием должен соответствовать правилам, а боевой - только вести кратчайшим путем к травме соответствующей тяжести либо создавать условия для причинения такой травмы в случае необходимости.
Боевой прием можно уподобить боевому оружию. Спортивная винтовка бьет точнее автомата, охотничья красиво украшена и более тщательно отделана, а если она предназначена для охоты на крупную дичь, то и по мощности боеприпаса оставляет боевой образец далеко позади. У коллекционного оружия зазоры сопрягающихся деталей настолько малы, что автоматика работает почти бесшумно, а боевое оружие лязгает как дверь сарая.
Но на практике эти "недостатки" оборачиваются достоинствами. Если спортивное оружие переносят в специальном контейнере, оберегают от ударов и сотрясений, чистят только в специально подготовленном помещении, а стреляют из него высококвалифицированные спортсмены, то автомат падает в воду, песок и грязь, чистят его в окопе на портянке, а стреляют новобранцы. И он продолжает стрелять, причем вполне точно, в таких условиях, когда спортивное оружие будет годиться только в металлолом.
Автомат уступает по мощности винтовке для охоты на слонов, но он используется в комплексе с другими стрелковыми системами, более крупного калибра, а солдат без излишнего напряжения несет на себе больший боезапас. Увеличенные зазоры сопряженных деталей и мощные пружины означают, что он малочувствителен к загрязнениям и качеству боеприпасов.
ти примеры можно продолжать, но, думаю, моя мысль ясна. По-настоящему надежным и эффективным в бою может быть только оружие, специально спроектированное для боевых условий, а не переделки из спортивного или охотничьего.
Так и в реальной рукопашной схватке. Далеко не все, что хорошо смотрится в спортивном зале, сработает на улице, а то, что эффективно на улице, сплошь и рядом нелогично и неуместно в спорте. По-настоящему надежной будет только система, специально и изначально предназначенная для боя. Различные переделки из спортивных систем могут стать реально-боевыми, но только пройдя путь не менее долгий и уж точно гораздо более трудный, жестокий и переполненный жертвами, чем период превращения первоначального комплекса приемов и тактик реального боя в спортивное единоборство.
Помимо техники, для боя необходима адекватная тактика. Тактика спортивной схватки частично отвечает потребностям реального боя. Но в целом тактический арсенал прикладной системы должен быть на несколько порядков более разнообразным, пластичным, изощренным и коварным, чем в спорте. И если, как я уже сказал, спортивную тактику худо-бедно можно применить в реальной схватке, то прикладная тактика на соревнованиях по любому спортивному единоборству ведет к дисквалификации спортсмена.
В марте на презентации системы в Киеве присутствовал Быструхин Геннадий Степанович, давший самую высокую оценку системе и написавший отзыв о книге Игоря Васильевича Зайчикова "Том 1. Уличная схватка.":